Не только пестики и тычинки

Старшее поколение часто сетует на то, что современные подростки слишком рано вступают во взрослую жизнь, и в 13 лет думают уже не о куклах и футболе, а о том, как бы поскорее лишиться невинности. Эта тенденция носит глобальный характер, однако адаптироваться к ней система российского образования не спешит, и уроки сексуального воспитания введены в программу крайне ограниченного количества школ. Хорошо это или плохо – разбираемся вместе с экспертом, преподавателем Ассоциации Репетиторов.

Психологи выделяют несколько стадий развития ребенка, на которых у него возникает потребность в разной информации относительно половых отношений:

  • 3-5 лет. В этом возрасте дети, как правило, начинают замечать различия между мальчиками и девочками и впервые задают вопрос: «Как я появился на свет?». Исчерпывающий ответ с техническими подробностями им не нужен;
  • 6-8 лет. В начальной школе у ребенка формируются первые более-менее осознанные романтические привязанности, и ему становится интересно, как именно они реализуются в мире взрослых. Значит, пришла пора чуть более детально объяснить сыну или дочери, что такое отношения и какими они бывают;
  • 9-11 лет. Ребенок стоит на пороге пубертатного периода, его тело вот-вот начнет кардинально меняться: самое время подсунуть ему тематическую литературу;
  • 12-14 лет. Около 15% российских школьников к пятнадцати годам уже ведут половую жизнь, а значит, к этому возрасту они должны иметь представление о заболеваниях, передающихся половым путем, нежелательной беременности и контрацепции. Чем раньше подросток узнает, что такое презерватив, тем больше вероятность, что он будет им пользоваться;
  • 16-20 лет. Хотя мы имеем дело уже не с ребенком и даже не с подростком, это вовсе не означает, что ему или ей не нужна помощь в выстраивании сексуальных границ. Например, девушкам будет полезно узнать, что нельзя жертвовать собственным физиологическим и психологическим комфортом ради удовлетворения чужих потребностей, а юношам – что их мужская состоятельность измеряется не количеством партнерш.

В России сексуальное просвещение на ранних этапах развития ребенка почти всегда становится делом родителей, а на поздних – одноклассников и старших товарищей. Школа вмешивается в этот процесс эпизодически и неохотно: обычно классе в 7-8 учеников делят на две группы по гендерному признаку и приглашают в разные кабинеты. Мальчикам рассказывают о средствах предохранения, девочкам – о менструальном цикле, что само по себе странно, поскольку к тому времени они часто о нем и так все знают. Дополнительные сведения школьники получают на уроках биологии.

«На мой взгляд, учителя, социальные педагоги и психологи могут первыми инициировать разговор с ребенком о половой жизни в формате классного часа или отдельных уроков, — говорит Юлия Юрьевна, психолог и преподаватель математики. — Начинать говорить о взаимоотношении полов стоит с 6-7 класса, когда мальчики и девочки уже обращают друг на друга внимание не только как на одноклассников, но и как на представителей противоположного пола. Например, можно проводить беседы на тему «Правила общения», «Этикет», рассказывать о гендерных ролях в обществе, о том, как должен вести себя мальчик, мужчина, а как – девочка, девушка; объяснять, как правильно знакомиться, как делать и принимать комплименты, как оказывать помощь, не обидев другого».

Впрочем, даже такие знания, которые никак не назовешь «порочными», попадают в распоряжение современных школьников далеко не всегда: даже в дореволюционной России подготовке ребенка к переходу в статус взрослого уделялось значительно больше внимания, чем сейчас. Советская власть решила, что секса в СССР быть не может, и главной любовью в сердце человека должна быть любовь к Родине. Только в 80-е годы был разработан курс «Этика и психология семейной жизни», а в 90-е школьникам начали читать лекции о планировании семьи, правилах гигиены, заболеваниях, передающихся половым путем и т.д.

Не только пестики и тычинки

Источник фото

Однако постепенно эта инициатива стала сходить на нет. Более того, хотя в 2014 году Госдума РФ ратифицировала протокол к Конвенции о правах ребенка, предусматривающий введение уроков полового просвещения, фактического положения дел это почти не изменило – разве что общественные деятели стали еще громче кричать: «Нечего развращать наших детей!»

Зарубежный опыт

Одной из первых европейских стран, добавивших в школьную программу обязательные уроки полового воспитания, стала Швеция. Произошло это в середине 1950-х годов, а в течение последующих 20 лет к ней присоединились и другие государства Западной и Северной Европы. Надо отметить, что в Швеции до сих пор придерживаются исключительно прогрессивных взглядов на вопросы сексуального просвещения: уже в детском саду педагоги могут объяснить ребенку, как он появился на свет. Если, конечно, родители не сделали этого раньше.

Расхожее мнение, будто в Европе детей умышленно «развращают» и склоняют к чрезмерно раннему началу сексуальной жизни, неверно. Как бы ни была составлена программа, в ней всегда учитываются возрастные особенности учеников, и уроки, разумеется, не сводятся к показу эротических фильмов, как нам то и дело норовят представить противники «загнивающего Запада». При освещении скандала в германской школе, где ученики якобы массово падали в обморок, увидев картинку со схематичным изображением половых органов, российские СМИ изрядно сгустили краски.

Представление, будто за рубежом детям в школе освещают лишь техническую сторону вопроса, не заботясь об их «нравственности», также далеко от действительности. Нидерландский стандарт образования, например, подразумевает беседы не только о контрацепции, но и об ответственности, которую несут мужчина и женщина, вступая в интимную связь. В результате в государстве зафиксировано едва ли не самое низкое количество подростковых беременностей в мире: не более 8-9 на 1000 девушек. Кроме того, в Нидерландах правительство и школа призывают родителей учиться разговаривать с детьми о сексе, потому что таким образом легче выстроить доверительные отношения.

Не только пестики и тычинки

Источник фото

С другой стороны, показателен опыт США, где, начиная со второй половины 90-х годов, долгое время считалось, что наилучший способ профилактики раннего начала половой жизни – пропаганда идеи о воздержании. В результате оказалось, что подобная тактика дает локальные кратковременные результаты, но в долгосрочной перспективе вовсе не снижает уровень заболеваемости ЗППП и в целом крайне отрицательно влияет на половую грамотность населения.

Запретная тема

Противники уроков полового воспитания, коих достаточно и в России, и в зарубежных странах, выдвигают в защиту своей позиции ряд стандартных аргументов. Некоторые из них имеют под собой основания, другие скорее являются следствием распространенных заблуждений.

Первый аргумент гласит: уроки сексуального просвещения провоцируют раннее начало интимной жизни. Конечно, родителям хочется, чтобы их сыновья и дочери как можно дольше сохраняли невинный взгляд на мир. Однако природой устроено так, что в возрасте 11-14 лет у ребенка в любом случае начинается пубертатный период, который сопровождается возникновением повышенного интереса к половым отношениям. Так что, даже если подросток живет в тайге и образования вообще не получает, сексуальное желание в нем все равно проснется примерно тогда же, когда и у учеников столичных школ.

Далее: считается, что в эпоху интернета школьники и без помощи педагогов могут разобраться, что такое секс. Это действительно так: наличие у ребенка компьютера зачастую означает, что рано или поздно он наткнется на известного содержания сайт и узнает, чем мужчина и женщина занимаются в спальне. С другой стороны, оставлять детей наедине с такими знаниями – неверно хотя бы потому, что на известного содержания сайтах не рассказывают о правилах контрацепции.

Не только пестики и тычинки

Источник фото

Многие говорят, что вместо уроков полового воспитания нужно ввести уроки любви, семьи и верности. Сами по себе уроки, во время которых школьникам расскажут о том, как строить семейную жизнь, были бы очень полезны. Правда, от передающихся половым путем заболеваний они бы все равно не защитили – как и односторонняя верность. Например, сегодня ВИЧ уже не является болезнью маргиналов: выйдя замуж невинной, женщина вполне может заразиться вирусом от новоиспеченного супруга, который в прошлом не особенно фильтровал свои связи. И наоборот.

Распространено мнение, будто секс – слишком личная тема, и ее не стоит ни с кем обсуждать. Безусловно, говорить с посторонними людьми о собственной интимной жизни неправильно и неэтично. В то же время, любая запретная тема вызывает любопытство. Взрослые не делают тайны из процесса приготовления яичницы – и детей он не особенно интересует. Возможно, если на вопрос «Как я появился на свет?» давать простой и правдивый ответ, эта сфера жизни тоже перестанет быть окружена флером загадочности и, как следствие, не будет вызывать повышенный ажиотаж.

Наконец, некоторые уверены, что половое просвещение – дело только родителей, но никак не учителей. К сожалению, преподавателей, способных деликатно и адекватно возрасту донести до детей информацию о том, как устроен мужской и женский организм, мало. К тому же родители лучше знают характер своего чада и теоретически могут задать более подходящий тон беседе. Однако нужно помнить, что все участники такого разговора почти наверняка будут испытывать неловкость, устранить которую – задача старших. Всегда ли они к этому готовы? Увы, нет.

«Я не считаю, что информация о сексуальной жизни вредна для подростков, — говорит Юлия Юрьевна. — Я сама в подростковом возрасте прочла несколько книг об отношениях мужчины и женщины, о процессе зачатия и способах контрацепции, о различной природе сексуального влечения у мужчин и женщин, об искусстве жить вместе. Думаю, что на подростков в первую очередь влияет окружение, и если все друзья увлечены учебой, спортом или хобби, то и у подростка они являются главной ценностью. При этом мне кажется, что вводить отдельный предмет под названием «половое воспитание» в программу не стоит, скорее лучше запланировать несколько бесед в формате классного часа».

Плоды просвещения

Согласно статистике, в России от общего числа рожениц около 10% составляют девочки, не достигшие 16-летнего возраста. Ранние роды примерно в трети случаев опасны как для матери, так и для ребенка. Кроме того, девушки часто боятся признаться родителям, что попали в «интересное положение», и предпочитают тайком сделать аборт. На качественные медицинские услуги денег им не хватает, а сделанное полуподпольно прерывание беременности часто представляет угрозу для жизни. Легче предотвратить такую ситуацию, чем потом разбираться с ее печальными последствиями.

Не только пестики и тычинки

Источник фото

Есть, впрочем, и другие факторы, которые указывают на необходимость полового просвещения и лежат за пределами проблем контрацепции и продолжения рода:

• Сексуальные преступления в отношении детей и подростков часто совершаются не страшным маньяком из подворотни, а представителями ближайшего окружения. Разглядеть опасность в постороннем человеке несложно, а вот понять, что друг семьи или родственник под видом игры совершает насильственные действия, у ребенка часто получается не сразу. Дети с раннего возраста должны знать, какие виды внимания со стороны взрослых невинны, а какие – нет; • Случаи насилия, совершенного сверстниками, также можно существенно сократить, предельно четко объяснив юношам, где пролегает грань между согласием и отказом. В свою очередь, девушки должны запомнить, что использовать секс в качестве средства манипуляции тоже категорически неприемлемо; • Из разговора о половых отношениях неизбежно вытекает разговор об отношениях вообще: детям и подросткам будет крайне полезно узнать, как выстраивать общение друг с другом и решать конфликты.

«В 8-9 классе вполне можно проводить занятия на тему «Ценность семьи», чтобы навести подростков на мысль, почему сложилась такая форма существования людей в обществе; предложить им подумать, смог бы человек выжить без семьи; подчеркнуть, что в период вынашивания и рождения ребенка женщина, в отличие от мужчины, становится более уязвимой и нуждается в поддержке, — считает Юлия Юрьевна. — Также стоит сообщить, что раннее начало половой жизни порой приводит к нежелательной беременности и, как следствие, усложняет получение образования и профессии.

В беседе с трудным подростком один на один социальный педагог имеет право затронуть тему сексуальных отношений и их последствий, а вот всему классу рассказывать об основных методах контрацепции и средствах защиты от венерических заболеваний стоит, возможно, медицинскому работнику».

Наивно полагать, что, строго-настрого запрещая подростку начинать вести половую жизнь до вступления в брак, можно успешно затормозить его гормональное развитие. Более того, велика вероятность, что эффект будет обратным: запретный плод, как известно, сладок. Старшие родственники и педагоги должны помочь детям подготовиться к вступлению во взрослую жизнь, и своевременное сексуальное просвещение – важная часть этой подготовки.

Источник заглавной картинки

Мудрая сова 16 сентября 2016